Кот Учёный (kot_ouchenyi) wrote,
Кот Учёный
kot_ouchenyi

О книжной серии "S.T.A.L.K.E.R"

1

Священник попросил у племянницы ключ от комнаты, где находились эти зловредные книги, и она с превеликою готовностью исполнила его просьбу; когда же все вошли туда, в том числе и ключница, то обнаружили более ста больших книг в весьма добротных переплетах, а также другие книги, менее внушительных размеров, и ключница, окинув их взглядом, опрометью выбежала из комнаты, но тотчас же вернулась с чашкой святой воды и с кропилом.

Мигель де Сервантес Сааведра

Дон Кихот

 Как передать то странное чувство, которое возникает при знакомстве с книжной серией S.T.A.L.K.E.R?

Разбить клавиатуру о стол, с натугой выбросить в окно тяжелый старинный монитор? Где взять столько гераклова мужества в гневной душе?

Но мы не станем поддаваться темной стороне силы нашего критического таланта и вместо  грубо административных мер применим меры административно-научные.

Чтобы узнать, не протух ли окорок, не обязательно есть его целиком. И мы не будем пытаться прочесть всю эту пропасть книг.

Возьмем книжку одну из серии, но лучшую, образцовую, признанную таковой уважаемыми и сведущими людьми. 


Это роман (sic!) «Кубатура сферы» Сергея Слюсаренко, который получил первое место (Золотой Роскон) на 10 Российском Конвенте любителей фантастики в 2010 году, обойдя няшного «Недотепу» Лукьяненко и эпичный «Алюмен» Валентинова – Олди.

 Книжку я прочел полностью, хотя и не без труда. «Экшона» много, вернее он и составляет все содержание произведения, но читается скучно, вяло, не затягивает.

Мобы (игровые персонажи, управляемые компьютером) неотличимы друг от друга, не запоминаются совершенно. Все как один «Марти Сью» могучие и непобедимые, оснащенные супероружием, суперавтомобилем и прочими убердевайсами. О развитии и столкновении характеров, переоценке ценностей, пересмотре картины мира говорить вообще не приходится. Двигателем сюжета являются обычная глупость и разгильдяйство этих вроде бы отлично подготовленных суперпрофессионалов.

Единственный живой персонаж – сталкер Сухой – непростой человечек, с двойным дном. Но ему всю книжку ему вытянуть не удалось.

Короче перед нами – откровенно слабое, неумелое, непроработанное произведение.

Особый бонус – злобный, но толстый и неуклюжий политический троллинг. Сразу вспоминается покойный Юрий Петухов. Но у того получалось как-то бодро, весело, с огоньком. А у Слюсаренко – вяло и недужно.

Как автор получил Роскон, да еще первое место – загадка.

Может, это общие черты книжек по компьютерным играм?

Нет!

Вспомним гениального Пелевинского Принца Персии (одноименная игра). Вспомним такие отличные книжки, как «Лабиринт Отражений» Лукьяненко (Doom) и «Посмотри в глаза чудовищ» Лазарчука и Успенского (Wolfenstein3d). Вв этих произведениях игровые миры важный, пусть не основной элемент.

Возьмем новеллизацию в чистом виде, «техническую» – «Санитары подземелий» сэра гражданина Гоблина – пальчики оближешь.

Значит – можно писать хорошие интересные книжки пор компьютерным играм!

Может дело в игре?

Сталкер (можно без дурацких точек?) – хорошая, годная игра, на твердую четверку даже по мировым табелям о рангах, а на фоне массы бессмысленных и беспощадных поделок постсоветского игропрома – и вовсе шедевр.

Авторы «игроизировали» вовсе не «Пикник на обочине» Стругацких и даже не «Сталкер» Тарковского, а тот феномен массового сознания, современный миф, который возник при наложении ауры Пикника и Сталкера на образ реальной и страшной Чернобыльской катастрофы. Стругацкие и Тарковский создали (предвосхитили?) архетип Зоны.

Зона – это знакомое, обжитое и безопасное место, которое катастрофически превращается в чуждое и смертельно опасное, непостигаемо, нечеловечески опасное. Зона – место, отчужденное от человеческого мира.

Образ Зоны сложился в слухах, байках, детских страшилках (слышал своими ушами!), публикациях желтой прессы.

Этот образ удачно эксплуатирует игра. Из первоисточников остались некоторые элементы «игровой механики»: ловушки (аномалии, «гравиконцентраты»), гаечки с бинтиками, ценный хабар, «фракции» – ученые, полиция и сталкеры, контрабандисты-проводники.

И осталась атмосфера отчуждения, заброшенности, вечной осени. Свалка, расколотые бетонные плиты, текущая вода, размокшие газеты, ржавая монетка.

Нет этого у Слюсаренко, не прописалось. А в игре – есть и нечего на нее пенять.

Глобальная причина общего низкого качества книжек серии понятна – ножницы.

Профессиональные литераторы, равнодушные к игре, не смогли проникнуться ее духом и схалтурили, фэны-любители, знающие и понимающие игру, не владеют словом и элементарно не сдюжили.

Эти мыcли неоднократно прозвучали в дискуссии, затеянной уважаемым доктором Пилюлькиным Лукианом Самосатовичем – http://dr-piliulkin.livejournal.com/264055.html?page=1#comments

Возможно, напрасно я доверился коллективному мнению Роскона и выбрал неудачного представителя серии. Мне попалась книжка и получше.

«Контрольный выброс» Андрея Ливадного я прочел не без удовольствия и могу даже рекомендовать любителям игры. Подозреваю, что и Зорича стоит прочесть.

 

Игру (и книжную серию?) Сталкер почтил своим вниманием сам Виктор Пелевин в романе t.

И высказался о ней очень нелицеприятно.

Угрюмое бесцельное (а стоит ли оно того?) выживание с многочасовым сидением в засаде, методичный отстрел зомби и мутантовв, зомби и мутантов, бесконечное копание на помойке и обыск трупов, прием «антирадиационной» водки по часам и ноющее на краю сознания чувство собственного расчеловечивания.

«Припав к штуцеру, Достоевский опустил планку прицела на два деления, поймал в диоптрический кружок желтую маркировку на бочке, задержал дыхание и выстрелил. Бочка превратилась в клуб желтого огня, и с кавалердавром было покончено.

«Зря трачу патроны, — грустно отметил Достоевский, вылезая из маскировочной ямы. — Нарушаю свои же правила…»

Перебравшись через елку, он подошел к месту взрыва.

Вблизи трупы выглядели скверно. Особенно жуткими казались выпученные глаза — будто мертвецов кто-то сильно удивил перед смертью. Вакуум.

«Отчего так дешева стала жизнь? — подумал Достоевский. — Да оттого, что дешева смерть. Раньше в битве умирало двадцать тысяч человек — и про нее помнили веками, потому что каждого из этих двадцати тысяч кому-то надо было лично зарезать. Выпустить кишки недрогнувшей рукой. Одной битвой насыщалась огромная армия бесов, живущих в человеческом уме. А теперь, чтобы погубить двадцать тысяч, достаточно нажать кнопку. Для демонического пиршества мало…»

Если в «Принце Госплана» игра из посконной действительности вела к запредельному, во «внутреннюю монголию», то «православный консольный шутер на движке Sourse» – дорожка совсем в другом направлении.

Ну и у Пелевина, наконец, показана знаменитая Консоль Реальности.

«— Помолимся! — возгласил Федор Кузьмич и сделал перед грудью волнообразное движение рукой, как бы рисуя тильду в воздухе. После этого он поклонился иконе и забубнил себе под нос, сначала тихо, а потом все громче и громче.

Т. открыл красную книжечку. Внутри оказался темный от свечного сала лист бумаги. На нем курсивом было вытеснено:

 

god

give_health

 give_ammo

give_armor

noclip

notarget

 jumpjieight 128

 timescale.25

 

Судя по доносившимся до Т. звукам, Федор Кузьмич читал именно этот текст, только со странным произношением, замысловато подвывая в самых неожиданных местах, так что эти простые слова действительно начинали звучать как таинственные древние заклятия, полные силы и тайны: «гиваммой! гивармой!» Однако, молясь, Федор Кузьмич явно пропускал смысл через сердце: на словах «no target» он присел и выставил перед собой левую руку, как бы заслонясь невидимым щитом, а на «jump height» подпрыгнул и громко хлопнул в ладоши — и Т. нескладно повторил эти движения за ним.»

 

Что тут можно добавить?

«Чтобы видеть золотые сны нужно иметь золотую душу», – писал Иван Антонович Ефремов.

  2

- Нет, сеньор, - возразил цирюльник, - я слышал другое: говорят, что это лучшая из книг, кем-либо в этом роде сочиненных, а потому, в виде особого исключения, должно его помиловать.

Мигель де Сервантес Сааведра

Дон Кихот

 

Правы, правы оказались основоположники материалистической диалектики.

На крутом изгибе спирали исторического развития количество может перейти в качество.

И гора шлака породила платиновый самородок, а навозная куча – жемчужину.

Я о книге Михаила Успенского «Остальное – судьба». 

У Успенского начиная с «Там где нас нет» можно смело брать и читать все книжки.

И взявшись участвовать в сомнительном предприятии – книжной серии "Сталкер" Успенский планку не уронил и борозды не испортил.

Все книжки Успенского смешные, но не все веселые. Трилогия о Жихаре – самая оптимистичная, а чем дальше, тем страшнее. Особенно «Райская машина».

И как-то жутковато становится когда какой-нибудь чиновник-едросс или министр из социального блока начинает как будто озвучивать ноу-хау из этой антиутопии.

Но книжка из сталкерской серии написана совсем не так, а оптимистично и жизнерадостно.

А какие люди хорошие, как смачно характеры выписаны! Все кавээнщики, каэспэшники, бывшие стройотрядовцы. Один сталкер Мыло чего стоит. Как будто Успенский с моим дядей Стефаном Ивановичем был знаком.

А Топтыгин с его сибирским языком.

А девчонки! Сахилярка Синильга у нас на местном телеканале вела ночную передачу «Метеэротика», а потом, когда ханжи программу закрыли – подалась в Зону официанткой в «Хардчо».

А байки какие рассказывают. Каждая у иного литератора на цикл романов потянула бы.

А самый смак, когда наши мужики собираются в каком-нибудь укромном закутке, снаружи выброс (вьюга, метеоритный дождь) а они открывают бутылочку, нарезают сало – и пошли разговоры за жизнь.

Есть в книге и путешествия, и приключения, и расследования, и загадки мироздания – все как положено. Но главное – люди в книге живые.

Успенский перевыполнил поставленную задачу – у него получился фанфик не только по серии игр, но и по первоисточникам: «Пикнику» и фильму Тарковского.

Не буду раскрывать содержание, дабы не спойлерить, но скажу, что Успенский логично, непротиворечиво и правильно объяснил, как и почему лютый Рэдрик Шухарт из Пикника превратился в юродивого Сталкера из одноименного фильма. То есть фильм – прямое продолжение книги.
Может это настоящая тайна, как тайна Леса в «Улитке», которую разгадали лишь несколько читателей, и, обозначенная, но пока еще публично не раскрытая Главная Тайна Города из «Града» или просто обычный читательский домысел – не знаю. Если толкование – то очень соблазнительное и очень многое объясняющее.

Надо будет спросить у Б.Н. на форуме.

Еще небольшой спойлер – Успенский в конце позволяет себе очень рискованный для любого фантастического произведения трюк с исчезновением «источника магии» (как у Пирса Энтони), и это ему тоже блестяще удается, хотя многих фантастов за такое закидали помидорами.

 Книга Успенского, с одной стороны, вытягивает всю крайне унылую серию, с другой – остальные поделки на ее фоне будут выглядеть еще более блекло.

Как будут продолжать серию после шедевра Успенского? Неужели также равнодушно-халтурно или тупо-беспомощно.

Впрочем, Успенский дает подсказку:

«…Это будет честная книга.

Без стрельбы на любой странице по малейшему поводу.

Без мутантов и аномалий на каждом шагу. То есть там будут и стрельба, и мутанты – но не чаще чем на самом деле.

Я не стану изображать людей хуже, чем они есть.

Я не буду каждую минуту погружать своих героев в беду – никакой человек такого не выдержит.

Я не буду живописать пытки и мучения, чтобы избыть собственные комплексы.

Я не буду то и дело рекламировать разные виды оружия – ведь я им не торгую, пусть себе зацикливаются на тактико-технических данных смертоносных стволов только не служившие мажоры да подростки, да еще те, у которых нелады по мужской части…»

 

3.

Сейчас по телевизору сказали, что сегодня – ровно 25 лет со дня чернобыльской катастрофы. Это так совпало, я ничего не подгадываю.

За разговорами об игровых и литературных фантазиях не стоит забывать о реальной трагедии.

Еще раз слово Михаилу Глебовичу:

– Ну, давайте выпьем за эту загубленную землю, – сказал он. – За то чтобы скорее она забыла свою беду, чтобы никогда такое больше не повторилось ни здесь, ни где-либо.

 

P.S.



Спираль

Серия: S.T.A.L.K.E.R.

Издательства: АСТ, Астрель, Харвест, 2011 г.
Мягкая обложка, 288 стр.
ISBN   978-5-17-073540-2, 978-5-271-34890-7, 978-985-16-9586-3
Тираж: 35000 экз.
Формат: 70x90/16 (~170х215 мм)

Прочитаю - отпишусь  :)
Tags: s.t.a.l.k.e.r
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments