Кот Учёный (kot_ouchenyi) wrote,
Кот Учёный
kot_ouchenyi

Андрей Лазарчук. "Спираль" Продолжаем выборочную реабилитацию книг серии S.t..a.l.k.e.r



«Писатель Андрей Лазарчук являет собою тип одухотворенно-бородатого человека, тип, хорошо знакомый публике по Маргулису и Шевчуку, а нам, представителям старшего поколения, и по безымянному энтузиасту – искателю снежного человека, одарившему нас в начале Перестройки забавным словечком «обволошенный»; однако, в самой фигуре этого могучего сибиряка данный человеческий тип получил полное развитие и яркое выражение в совершенной, окончательной форме», – так мог бы охарактеризовать Лазарчука Лев Толстой, если бы он жил в наше время и писал в блогах.

 



А.Г. Лазарчук IRL. Фото стянул у Андрея Скоробогатова

Я видел Лазарчука живьем на прошлогодней Аэлите, где он, кстати, говорил, что пишет боевик по заказу издательства.

Мое знакомство с творчеством Андрея Геннадьевича началось с «Транквилиума» и, до прошлого года, им же и ограничивалось. Роман произвел двойственное впечатление. С одной стороны мир затягивал, атмосфера завораживала, загадки манили, но бесила мутная, нарочито сбивчивая и невнятная манера изложения. Раздражала даже не «кинематографическая» постобработка – обрывы повествования, недоговоренности и прочие эффекты мутного стекла, а искусственность и избыточность этого стилистического богатства. Лирические и «психоделические» зарисовки, подробные диалоги чередовались с запоздалыми сюжетными вставками, излагаемыми торопливой скороговоркой.

Тем не менее, в тексте не просто, как говорят, присутствовало некое благородное безумие – его там было с преизбытком.

Так же Л. говорит и в реале – голос высокий, но тихий и хриплый, построение фразы усложненное, нужно напрягаться, чтобы понять. Личное впечатление действительно может дать ключ для понимания творчества писателя.

Под впечатлением выступления Андрея Геннадьевича на автограф-сессии я приобрел и с большим удовольствием прочитал его цикл «Посмотри в глаза чудовищ», написанный в соавторстве с Успенским и Андронати. Автор, как говорят офицеры, активно прибавил в мастерстве и, вдобавок к обладанию словом, овладел бритвой Оккама.

«Спираль» – крепкий, отлично вписанный в мир серии «Сталкер» боевик с живыми, настоящими героями. Поначалу, никакого «турбореализма» – достоверная экспозиция, логичный сюжет, интригующая завязка. Оборванные нити и неразгаданные загадки появятся в конце повествования, но человеческая драма окажется намного интереснее «фиктивного решения фиктивных проблем». Лазарчук, так же как Успенский умело вписал в повествование отсылы не только к игре, но и к фильму Тарковского и оригинальному «Пикнику». Он предложил свой, не менее остроумный вариант, «дискредитации фантдопущения», который так же не разрушил повествование, а вывел его на новый уровень сопереживания.

В книге есть любовная линия и не для галочки, как в большинстве боевиков, а как основной сюжетообразующий элемент. Главный герой и лезет в эту проклятщую зону чтобы спасти любимую девушку.

Должен сказать, что читать любовные сцены в большинстве фантастических произведений стыдно. Но стыдно не от откровенности авторов. Стыдно за их беспомощность. У Лазарчука здесь все уместно и органично.

Короче, книжка сделана настолько здорово, насколько это вообще возможно в межавторской серии. Настоящий художник не опустится до халтуры, даже если он красит забор.

«Спираль» можно смело читать всем любителям хорошей фантастики, фанатам stalkera – в обязательном порядке, а авторам дальнейших выпусков книжной серии – знакомиться под роспись.

И, все же, до уровня Успенского «Спираль» совсем чуть-чуть не дотягивает – кажется, что автору было немного скучно...

 

 

Tags: s.t.a.l.k.e.r, Лазарчук, Спираль, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments