Кот Учёный (kot_ouchenyi) wrote,
Кот Учёный
kot_ouchenyi

Category:

Необязательный арктический монстр

77288 nbsp;  Sten_Nadolnyj__Otkrytie_medlitelnosti

Отважный рыцарь собирается в Крестовый Поход, прекрасная дама вышивает крест на его плаще… Нет, не так.

Отважный капитан отправляется в опасное плавание. Верная жена шьет ему флаг. Капитан возвращается с торжественного приема в его честь. Капитану предстоит плавание в Арктику, но у него жар, он жестоко простужен еще до отправления. Капитан прилег на диване рядом с женой. Жена укрывает задремавшего мужа флагом. Капитан просыпается.

«– Что это? – в страхе вскричал он. – Что это такое? На мне флаг!

– Боже мой, женщина, да понимаешь ли ты, что ты наделала! Разве ты не знаешь, что флагом накрывают мертвецов?». Примета сбудется.

Капитан не вернется из дальнего плавания. Не вернется ни один из 129 человек команды.

Капитана зовут Джон Франклин.

Сказка вторая. Жил был мальчик. Мальчик был девятым сыном бедного бакалейщика. Окружающие считали мальчика идиотом. Но идиотом он не был. Мальчик был очень медленным. Просто очень большим, анекдотическим тугодумом. У него была крайняя степень флегматического темперамента. Ни у кого из сверстников не хватало терпения с ним разговаривать. Он жил как бы в другом, гораздо более медленном времени.

В лавке от такого толку мало. Отец отдал мальчика в закрытую школу. Классическая закрытая английская школа начала 19 века с круглосуточным надзором, регулярной поркой, зубрежкой, доносами. Удушливая атмосфера, губящая нежные души, воспетая и проклятая лучшими сынами Англии, от Диккенса до Роджера Уотерса. Но жесткая регламентация, стабильность и формализм среды были именно тем, в чем нуждался мальчик, чтобы научиться жить в быстром мире. Не будь этой школы, мальчик стал бы бюджетным английским эквивалентом И.И. Обломова. Он вырабатывает приемы общения с быстрыми людьми, наращивает личную броню. Мальчик заучивает наизусть выражения, фразы, целые монологи, ответы на все случаи жизни, разрабатывает типовые диалоги для любой житейской ситуации. Обратная сторона медлительности – глубина, въедливость, упорство, педантизм, хорошая память. Он использует свои преимущества на все сто. Усердие все превозмогает. Дядя мальчика служит на флоте, выбился в капитаны и замолвил, где надо, словечко за племянника. Мальчика берут на корабль юнгой. По ночам он учит наизусть все: парусное вооружение, схему корабля, имена и звания всех членов экипажа. Юнга становится мичманом. Его обязанность – быстро и точно передавать приказы капитана. Мальчик-тормоз! На военном корабле, в боевых условиях! Но он справляется. Этакий Форрест Гамп наоборот. Он участвует в бомбардировке Копенгагена (хотя и мичманом), в Трафальгарском сражении, затем в битве при Новом Орлеане. Он учится, растет по службе, после окончания войны участвует исследовательской экспедиции к Австралии под командой своего дяди.

Мальчик вырос и стал капитаном. Даже не сказка, а роман воспитания. Да еще какой! Мальчика, понятно, звали Джон Франклин.

История третья – настоящий стимпанк!

Эребус и Террор – вот корабли, которые поведет Джон Франклин в последнее плавание.

Эреб в греческой мифологии – олицетворение вечного мрака, порождение Хаоса, отец Старости, Смерти, Раздора, Беды, Разнузданности, Возмездия и других хтонических персонажей. Террор, понятно, значит Ужас.

Хорошие названия для судов научно-исследовательской экспедиции.

Это названия – из военного прошлого кораблей. Эребус и Террор – бывшие бомбардирские корабли. Это были аналоги современных линкоров – пушечные корабли, несущие самые крупные по тому времени орудия. Террор, например, имел всего 2 пушки – мортиры – но огромного даже для 20 века калибра: 330 и 250 мм. Конечно, при сопоставимых калибрах, эти пушки были во много раз легче и обладали во много раз меньшей отдачей, чем орудия современных линкоров. Но на начало 19 века трехтонный вес и титаническая отдача мортиры требовали очень прочного корпуса. Не стоит забывать, что корабли тогда полностью строили из дерева. Фактически, это были самые прочные корабли для того времени. Для плавания среди арктических льдов корпуса были еще усилены.

«– Я имею в виду, капитан, первоначально корабль имел трехдюймовую обшивку из лучшего черешчатого дуба. А для этого путешествия – в смысле, для ледового плавания, сэр, – ее толщина была удвоена двумя слоями тикового дерева, по полтора дюйма каждый. И тиковые доски пущены по диагонали, сэр, что придает обшивке еще большую прочность, чем в случае, если бы они располагались горизонтально.

– Вдобавок, сэр, – продолжает Хани... – Поверх трех дюймов черешчатого дуба и трех дюймов тика наложены два двухдюймовых слоя канадского вяза, что увеличивает толщину обшивки еще на четыре дюйма. И вязовые доски пущены по диагонали, в перпендикуляр к тиковым. Таким образом, мы имеем пять слоев крепких досок, сэр… десять дюймов самой прочной древесины отделяют нас от моря.»

И это еще не все! Снаружи часть корпуса обшита металлом.

А почему стимпанк? На оба парусных корабля установлены паровые машины, и они превратились в пароходы. Нет, не колесные, а винтовые. И винты для предотвращения поломки во льдах могли убираться! Чтобы не моряки не мерзли полярной зимой, корабли оборудованы… паровым отоплением! Более того, корабли оборудованы опреснительными установками, вмонтированными в плиты на камбузе.

Экспедиция везет с собой для испытания в полярных условиях … резиновую лодку. Напоминаю, это 1846 год.

Не забыто и продовольствие. Основу запасов составляют не солонина и сухари, как у мелвилловских китобоев, а настоящие консервы в металлических банках. Флотские интенданты знают и про цингу. Экспедиция везет более 4 тонн лимонного сока.

Корабли испытаны в плаваниях к Антарктиде (в честь кораблей названы 2 вулкана на острове Росса) и в Арктику.

hms-erebus-and-terror-in-the-antarctic1

Эребус и Террор в Антарктике

Эребус и Террор справедливо считаются лучшими в мире кораблями для плавания в арктических льдах.

Куда же направляется капитан Франклин, ах простите, уже сэр Джон Франклин.

Искать Северо-Западный проход из Атлантического океана в Тихий.

После победы над Наполеоном, к которой скромно приложил руку и наш герой, Великобритания превращается в крупнейшую в истории человечества империю. Над Британскими колониями никогда не заходит солнце.

Слабое место империи – коммуникации. Единственный вид транспорта, обеспечивающий дешевое и сравнительно быстрое перемещение людей и грузов в мировом масштабе – морской транспорт. Трансконтинентальных железных дорог еще нет. Гужевым транспортом много не увезешь. Самое узкое место в мировых коммуникациях – необходимость огибать с юга Африку и Южную Америку. Суэцкий канал откроют через 21 год после гибели Франклина, Панамского еще нет в проекте.

Маршрут вдоль северного побережья Канады мог бы сократить путь из Атлантического океана в Тихий в несколько раз.

Поиски Северо-Западного прохода (СЗП) – это отдельная увлекательная история протяженностью в 400 лет.

Исследованию северного побережья Канады по суше были посвящены первые две экспедиции под руководством Франклина. Экспедиции сплавлялись по крупным канадским рекам, текущим, как и в Сибири, с юга на север до морского побережья и ходили вдоль берега на шлюпках или пешком. К началу третьей экспедиции Франклина им, и другими исследователями было описано все северное побережье Америки, кроме небольшого участка южнее острова Кинг-Уильям.

81645562CJ046_Midsummer_In_

Остров Кинг-Уильям зимой

nwp-today11 nbsp; nwp-today10

И летом

Проблема заключалась в другом. Северное побережье Канады очень изрезано, с массой извилистых фиордов. Севернее лежит огромный Канадский Арктический архипелаг. Тысячи больших и малых каменистых островов, изрезанная береговая линия, узкие мелководные проливы, забитые льдом. Летом лед может растаять на 3-4 недели, но может и не растаять. Некоторые проливы освобождаются ото льда 1-2 раза в 5-6 лет. (Это мы сейчас об этом знаем!).

P5220033

Канадский арктический архипелаг. В сети нормальной карты не нашел, пришлось сканировать атлас

Первый, ближний ряд островов отделен от материка и друг от друга очень узкими и мелководными проливами. Это Баффинова земля, Сомерсет, Принца Уэльского, Кинг-Уильям, Виктория, Банкс. От следующего ряда островов их отделяет почти прямая цепочка широких и глубоких проливов: Ланкастер, Барроу, Вайкаунт-Мелвилл и Мак-Клур. Восточная часть этих проливов вскрывалась ото льда ежегодно, западная в 19 веке не вскрывалась вообще.

У Франклина была карта всего побережья материка, кроме пролива Симпсона и «северной ветви» СЗП т.е. проливов Ланкастера и Барроу. Западные острова «первого ряда» сливались на карте того времени в сплошной конгломерат, проливы между ними (Пил, Франклин, Виктория) еще не были нанесены на карту.

Итак, Франклин идет морем Лабрадор, через Дэвисов пролив, огибает с севера остров Баффинова Земля. Обойти этот гигантский остров с юга по карте ближе, но пролив Фьюри-энд-Хекла, отделяющий остров от материка всегда забит льдом. Затем экспедиция минует свободные ото льда (сюда еще доходят отголоски тепла из Атлантики) проливы  Ланкастер и Барроу. Франклин, как и любой блоггер перед окошком  Google Maps, пытается пройти на запад северной ветвью СЗП, но упирается в сплошные льды, зимует и поворачивает на юг, через неисследованные меридиональные проливы.

Franklin's_lost_expedition_map_ru nbsp; 252121

Маршрут экспедиции Франклина

parry_journal_4

Это другая экспедиция. Так же обустраивались корабли Франклина на зимовках

У северо-западного побережья острова Кинг-Уильям «Мрак» и «Ужас» вмерзают в лед.

mcclinlge nbsp; 3329719.bin

HMSTerrorThrownUpByIce nbsp; 252077

Корабли во льдах Арктики

Caspar_David_Friedrich_006

Команды кораблей благополучно зимуют, но летом проливы так и не вскрываются. Вторая зимовка – экспедиция остается в ледяном плену. С наступлением лета команды оставляют корабли, высаживаются на близлежащий остров, грузят на сани шлюпки, остатки провианта, впрягаются в сани и идут на юг.

John Franklin - Northwest Passage Expedition 1845_thumb[3]  UtsingiPoint-GreatSlaveLake

Большое Невольничье озеро. Где-то здесь – фактория Компании Гудзонова залива – ближайший форпост цивилизации

По пути люди гибнут. Вероятно, часть матросов выходит из повиновения. Команда разделяется на несколько групп. Драки за продовольствие. Убийства. Каннибализм. Не выжил ни один.


Продолжение следует…

Tags: "Открытие медлительности", "Террор", Арктика, Джон Франклин, Дэн Симмонс, иллюстрации, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments